Палехские иконописцы приступили к росписи нижнего храма
Храм преподобного Сергия Радонежского имеет два престола: верхний освящен в честь святого, нижний – в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Уже три недели палехские мастера трудятся над преображением нижнего храма.
Бригаду иконописцев возглавляет Сергей Григорьевич Морозов – самый опытный из мастеров. За плечами у него – роспись более тридцати объектов – храмов и часовен.
Палехские мастера уже трудились в Старооскольском городском округе. Они обновили роспись Александро-Невского кафедрального собора, благоукрасили часовню в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на территории Свято-Никольского храма в селе Незнамово. Работали иконописцы и над преображением верхнего храма в честь преподобного Сергия Радонежского в 2016-2017 годах.
В команде Сергея Григорьевича трудятся десять человек. По словам мастеров, это небольшая бригада, но она легко справляется с объемом работ в небольшом помещении. Сейчас иконописцы почти завершили роспись алтарной стены. Остается лишь покрыть ее лаком.
− Для алтарной части есть свои обязательные сюжеты, – рассказывает Сергей Григорьевич. – Например, деисусный чин. На горнем месте – восточной стене алтаря – изображается Спаситель, сидящий на троне. Этот сюжет – один из главных, поэтому его еще располагают и в центре иконостаса. Причащение апостолов, то есть Евхаристия, – значимый сюжет, который тоже должен быть в алтаре. На потолке – Распятие. Как же без него?
В основной части храма художники изобразили Воскресение Христово, а Преображение и Вознесение Господне – еще в процессе. Также в центральной части храма мы увидим Воздвижение Креста.
Во время общения с иконописцем возник вопрос: будут ли использоваться какие-то особенности росписи, связанные с Феодоровской иконой Божией Матери? − Я думаю, что будет изображение, связанное с этим образом Богородицы, – рассуждает Сергей Григорьевич. – Но пока что мы работаем над основными сюжетами. Например, в центральной части храма уже есть изображение Воскресения Христова, а по углам – евангелистов.
Особенность нижнего храма – плоский потолок. На нем, по словам Сергея Григорьевича, сложно поместить все необходимые изображения. Но такая архитектурная особенность не пугает наших иконописцев. Сергей Григорьевич за многолетний опыт работы видел много храмов, и «каждый из них особенный»:
− Росписи разных храмов, само собой, могут повторяться. Повторяются прежде всего сюжеты миниатюр. Но каждая роспись все равно выходит особенной. Каждый храм имеет свою индивидуальность. Отличается архитектура. В одном храме может быть светло, в другом − темно, а это значит, что даже колорит будет отличаться.
Процесс росписи храма творческий, поэтому каждый день художники могут вносить изменения. Мастера постоянно находятся на связи с настоятелем храма протоиереем Сергием Шумских. Иконописцы согласовывают с батюшкой все тонкости работы, обсуждают дальнейшие планы и всю работу в целом. Общаются фактически ежедневно.
− С тех пор, как был построен храм, − говорит отец Сергий, − находясь под его сводами, мысленно представляешь священные изображения на стенах, как их можно было бы разместить. Со временем родились пожелания, которые мы и обсудили с художниками, согласовали, как это будет выглядеть. Когда беседуешь с иконописцами, смотришь их работы по росписи других храмов, то узнаешь, как они видят храмовое пространство. Потом начинается диалог, и в совместном устремлении сделать дело Божие как можно более достойно и благолепно находим лучшее решение. Как роспись верхнего храма в честь преподобного Сергия Радонежского, так и роспись нижнего придела Феодоровской иконы Божией Матери совершается усердием основателя храма Сергея Аркадьевича Гусева. – Во время одной из последних встреч мы с ним говорили о предстоящих торжествах, посвященных 600-летию обретения честных мощей преподобного Сергия, и он пожелал полностью оплатить работу мастеров, – отметил отец Сергий Шумских. Художники планируют завершить роспись к празднику Пасхи Христовой. На стенах будут также установлены панели из бежевого мрамора. Анастасия Грищук Фото Андрея Болдырева